ГБПОУ РД Аграрно-экономический колледж

Опыт


                                  «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Ибрагим ТЕСАЕВ, преподаватель ОБЖ, БЖ АЭК

Современный мир, природа и развивающиеся технологии всё чаще бросают нам вызов в виде природных действий, техногенных аварий и катастроф, странных пожаров. Очень важно приобретать практические навыки действий в экстремальных ситуациях. МЧС России и общественные организации понимают важность приобретения обучающимися необходимых знаний и навыков. В Аграрно-экономическом колледже студенты дисциплину «Основы безопасности жизнедеятельности» изучают с первого курса. Преподавание предмета «Гражданская оборона» в колледже весьма актуальна и востребована.

Для меня, как преподавателя, находясь в постоянном поиске эффективных методов обучения, всегда ясно одно - ничему нельзя научить не став примером для подражания, не вовлекая студента в деятельность, не отрабатывая понятия на практике. Кроме того, тесная связь курса ОБЖ с практикой в виде личного опыта проживания в сложившихся реальных условиях открывает широкие перспективы в преодолении свойственного возрасту студента. Ведь студент на данном возрастном этапе в силу влияния СМИ и других средств информационных технологий имеет фрагментарное или «клиповое» мышление, отсутствует, либо плохо развито восприятие целостной картины мира. В беседе и опросе студентов я смог обозначить главное: у студентов, поступивших в колледж, чувство безопасности и уверенности в себе весьма не достаточное. Вопрос: «Как реализовать учебные задачи и задачи воспитательного характера эффективными способами, которые повысили бы мотивацию обучения, вовлекли учеников в активное самостоятельное познание?»

«Как помочь студенту чётко выработать отношения к качествам: честь, достоинство, патриотизм и образцовое поведение, как обязательное требование к военнослужащим на уроках ОБЖ?» «Какие методы использовать на уроках, чтобы научить быть требовательным к себе, а так же научить вырабатывать в себе моральные качества?» Я твёрдо убеждён в одном, что учебный процесс необходимо сделать более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в образовательных учреждениях знаний и научить их практическому применению в жизни.

Учебное занятие может проводиться, как с использованием одного метода обучения, так и с помощью комбинирования нескольких методов и приёмов.

Приведу пример одного урока по теме: «Гражданская оборона».

Цель данного урока знакомство со средствами индивидуальной и химической защиты. Оборудованием и подручными средствами тушения пожара, страховочными инструментами.

Оборудование урока: компьютер, проектор, презентации, видео-уроки, раздаточный материал: учебники Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко.

Противогазы, респираторы, страховочные ремни, каски, форма пожарного, аптечки, подручные инструменты для тушения пожаров и спасения людей при ЧС. Методы и приёмы: частично-поисковый; самостоятельная работа; работа в группах.

Отмечу, что практико-ориентированное обучение на уроках ОБЖ формирует практический опыт сопоставления, оценки явлений, выявления причинно-следственных связей. Цель моя, как преподавателя - реализация практико-ориентированного обучения по теме «Гражданская оборона» предполагает рассмотрение практики, как источника познания, как предмета познания при комплексном подходе к анализу фактов, как средство познания. Поэтому такой урок способствует созданию такого уровня актуализации знаний, при котором осознаётся их социально-личностная необходимость в совокупности с наличием познавательных потребностей. Применяю следующий вид урока-практикума, где в ходе работы студенты самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений: в работе с картой, при изучении химической защиты, строевой, тактической и огневой подготовки.

Цель моих уроков - дать студентам представление о гражданской обороне, познакомить с историей создания гражданской обороны и её предназначением, рассмотреть задачи гражданской обороны по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Это возможно, когда на уроках и во внеурочной деятельности используется взаимосвязь компонентов (развитие способности видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и возможности, самостоятельно искать, анализировать, отбирать, преобразовывать, сохранять и передавать необходимую информацию, работать в группе, владеть различными социальными ролями и др.).

С этой целью в колледже, при поддержке директора Абдурагима Бексултанова, под руководством преподавателя-организатора БЖ и ОБЖ Алхазура Орзиханова создана и действует студенческая организация - кружок «Дружина юных пожарных». На базе городского центра МЧС по подготовке пожарников проводятся тренировки с целью отработки полученных на уроке навыков и формирования представления о гражданской обороне и её предназначении, задач гражданской обороны по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Форма проведения разнообразна и насыщенна: представители МЧС на территории колледжа проводят обучающие тренировки, и студенты кружка тоже посещают «Центр пожарной дружины» для получения навыков спасения и оказания первой помощи, включая практические действия при ЧС.

С целью развития и внедрения в деятельность органов повседневного управления МЧС современных методов и технологий по предупреждению

чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера 2019 год определён «Годом предупреждения чрезвычайных ситуаций». На территории колледжа проводились комплексные учения сотрудниками управления гражданской обороны, ЧС и пожарной безопасности во исполнение плана основных мероприятий, посвящённых Году пожарной охраны и предупреждения ЧС в системе МЧС России. Проведена дневная тренировочная эвакуация. В ходе тренировочной эвакуации были отработаны действия сотрудниками колледжа, студентами и их взаимодействие во время чрезвычайного происшествия.

Безопасность людей во время ЧС во многом зависит от правильного поведения персонала учреждений. А потому, основная цель, преследуемая на этих занятиях, касалась отработки взаимодействия планов службы спасения с администрацией объекта по обнаружению и тушению пожара, а также эвакуация студентов, всех работников колледжа и оказание помощи всем пострадавшим. Данные объектовые тренировки проводятся регулярно в местах массового скопления людей.

В городе создан добровольческий студенческий поисково-спасательный отряд. Его цель - создание студенческого отряда спасателей в ссузах и вузе города.

Студентам, прошедшим курс начальной подготовки «Основы спасательных работ» организованных совместно с отделом по делам молодёжи и туризма и МКУ «Управление по делам ГО, ЧС и ПБ» были вручены сертификаты. Всего обучение прошли 81 студент.

Предлагаемая модель обучения, направленная на получение практических умений и навыков и развитие мыслительных способностей для действий в ситуациях различного рода, включает педагогическую технологию реализации практико-ориентированных занятий. Выбор вида практических занятий определяется ведущими содержательными линиями курса, содержанием изучаемого матер ресурсным обеспечением практических занятий.